Геометрия картины


Перейти к содержанию

DVIZHENIE_I_RITM 14

А.Н.Поплавный
Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова, г. Москва, 2007.


ДВИЖЕНИЕ И РИТМ В КОМПОЗИЦИИ КАРТИНЫ


На одном из занятий по пленэру я сделал замечание студенту о неточностях в рисунке, на что мой оппонент остроумно парировал, что такие искажения продиктованы требованием композиции. И здесь, из безобидного диалога, возникает интереснейшая дилемма: с одной стороны, точный рисунок не гарантирует хорошей композиции; с другой стороны, если менять рисунок, не опираясь на какие-то правила, то это может привести к отрицанию любого рисунка вообще. И в поисках таких правил, мы пришли к следующему выводу: во-первых, композиция должна иметь конструкцию, и, во-вторых, роль композиционной конструкции выполняет композиционное движение, композиционный ритм. Что же такое движение, ритм, конструкция в композиции картины? – вот вопросы, которые мы постараемся осветить в данной статье.

1.Движение


Движение, как одно из свойств композиции картины, было введено еще Альберти. Он считал, что передача ощущения движения в картине вызывает «…наивысшую хвалу живописцу и требует всех его талантов…» [6]. Ему вторил Леонардо: «Жесты и движения должны быть вестниками души того, кто их производит» (см. там же). Здесь авторы под движением понимали изображение фазы физического движения персонажа картины. Именно в таком смысле это понятие использовалось и другими исследователями при описании движения как свойства композиции.

Но давайте поставим вопрос – а может ли в таком значении понятие «движение» быть композиционным свойством в живописи вообще?

Нет, не может. Не может хотя бы потому, что оно не применимо к композиции картин, где нет изображения живых существ. То есть движение в таком значении не может быть свойством композиции, например, натюрморта или пейзажа. Но ведь композиционное свойство должно быть универсальным по отношению ко всем жанрам живописи.

Каким же смыслом должно быть наполнено понятие «движение», что бы оно отвечало этому требованию?

Для живописи будет уместнее всего применять понятие «движение» в более широком смысле, а именно:
движение есть развитие. И если в основе композиции картины лежит живописное пятно, то изображение на полотне дискретного ряда стадий развития такого пятна и является сутью композиционного движения. И тогда под закономерным движением мы будем понимать закономерное развитие (изменение) формы и положения живописного пятна на картинной плоскости. Теперь определение движения можно сформулировать следующим образом.

Композиционным движением называется закономерно обусловленная связь между живописными пятнами, связь по их форме и взаимному положению на картинной плоскости.

Из определения вытекает, что ни цвет, ни тон живописных пятен, но лишь их форма и место на картине являются основой композиционного движения. Форму живописного пятна фиксирует плоская фигура, ограничивающая это пятно.

Леонардо да Винчи. Тайная вечеря (1495)




Рис.1. Конструктивная схема композиции «Тайной вечери».


Лаконичной иллюстрацией композиционного движения может служить «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. Фигуры
F и F1, M и M1 на рисунке 1 попарно связаны единым движением, так как по форме и положению они закономерно связаны – зеркально повторяются, симметричны относительно прямой s. И в этой работе перечень таких примеров можно продолжить.

2.Ритм


Ритм сопутствует любому закономерному процессу, в том числе и закономерному движению. Расстояние между двумя точками пространства можно преодолеть, например, или солдатским строевым шагом, или в ритме вальса. В обоих случаях закономерное движение осуществляется на разных ритмических основаниях. И можно сказать, что ритм есть форма реализации закономерного движения. Композиционное движение, как уже известно, определяется через форму и взаимное положение живописных пятен. Композиционное движение является закономерным. Поэтому и связь между живописными пятнами композиционной структуры должна быть также закономерной. А конкретный тип связи и определяет ритм композиции.
Композиционный ритм – это тип связи между фигурами живописных пятен на картинной плоскости.
Например, симметрия – тип связи между фигурами F и F1, M и M1 (и т.д.)живописных пятен «Тайной вечери» Леонардо да Винчи (рис.1). Следовательно, симметрия служит ритмом данной композиции.
На основе симметрии ритмически построены многие произведения живописи. Но симметрия – не единственный способ ритмической организации картины. Закономерные связи фигур весьма разнообразны. Их изучением занимается раздел геометрии под названием «геометрические преобразования».

3.Геометрия ритма


Геометрические преобразования – это аппарат, с помощью которого устанавливается взаимно однозначное соответствие между точечными множествами плоскости [2,3,4,5]. Правила, по которым устанавливаются эти соответствия, могут быть различными, что определяет и разнообразие преобразований. И по характерным свойствам все они делятся на четыре группы: ортогональные, подобные, аффинные и проективные преобразования.

Ортогональные преобразования включают в себя симметрию, центральную симметрию, параллельный перенос и поворот. Определяющим свойством этих преобразований является то, что они оставляют неизменными длины отрезков и углы, и тем самым сохраняют равенство фигур.

2
Подобные преобразованиягомотетия и подобие общего вида. Что характерно, эти преобразования не сохраняют равенства отрезков, но оставляют неизменными углы. Здесь фигуры, меняясь в размере, сохраняют свою форму.
3.
Аффинные преобразования включают в себя родственные преобразования и повороты: эллиптический, гиперболический и параболический, и др. (по одной из классификаций существует двадцать девять видов аффинных преобразований [3]). Эти преобразования не сохраняют ни равенства отрезков, ни равенства углов. Единственное свойство, которое их характеризует, это сохранение простого отношения трех точек, лежащих на одной прямой.

4.
Проективные преобразованияколлинеации, в частности – гомологии. Определяющим свойством проективных преобразований является сохранение двойного отношения четырех точек, лежащих на одной прямой.

Приведем примеры картин с ритмом, отличным от симметрии.

В пейзаже Левитана «Мостик. Саввинская слобода» устройство композиции не так очевидно и требует от зрителя способности к обобщению. Группа деревьев за мостиком и тень под мостиком организуют живописные пятна, которые можно представить фигурами
М и М1, подобными по форме (рис.2). Ритмическая связь между ними может быть осуществлена при помощи гомотетии (подобное преобразование) с центром О.

Таким образом, в структуре этой картины доминируют два мотива, занимающих большую часть площади картины, и определяющих ритмику всей картины.

Левитан И.И. Мостик. Саввинская слобода




Рис.2. Конструктивная схема пейзажа «Мостик. Саввинская слобода».

Еще один пример – пейзаж Левитана «Золотая осень». Ритмическая основа этого пейзажа сложнее, чем в двух предыдущих примерах.

Левитан И.И. «Золотая осень»





Рис.3. Конструктивная схема пейзажа «Золотая осень»

Рассмотрим два живописных пятна: падающую тень от деревьев в левой части картины и русло ручья. На рисунке 3 они представлены соответственно трехступенчатыми фигурами М и М1. Не смотря на разительное отличие по форме, эти фигуры связаны единым движением, ритм которого определяется гиперболической гомологией. Эти две закономерно связанные фигуры определяют ритмику всего пейзажа.

4.Структура и конструкция картины

Структура и конструкция – неразделимые понятия, которым можно дать следующие определения.

Структура – это множество, элементы которого связаны единой функцией.

Конструкция – это тип связи между элементами структуры.

Адаптируем эти общие определения для картины.

Структурным элементом картины является живописное (тональное) пятно. Множество, состоящее из таких пятен, будет структурой лишь в том случае, если живописные пятна будут связаны единой функцией. Эта функция заключается в закономерной связи живописных пятен, связи по
форме и положению на картинной плоскости. Такие связи изучает раздел геометрии под названием «геометрические преобразования». А тип такой связи, то есть конкретное геометрическое преобразование, и будет определять конструкцию картины. Эти рассуждения могут быть подытожены следующими определениями.

Композиционной структурой картины мы будем называть упорядоченное множество живописных пятен, закономерно связанных по форме и положению на картинной плоскости.

Композиционная конструкция картины определяется геометрическим преобразованием, закономерно связывающим живописные пятна по форме и положению на картинной плоскости.

Сравнивая эти определения с определениями композиционного движения и ритма (см. начало статьи), мы видим почти их полную идентичность. Отсюда можно сделать вывод, что
конструкция картины определяется композиционным движением, композиционным ритмом.

А теперь отметим некоторые особенности структурного устройства картины.

1. Структура композиции картины строится на базе единого композиционного движения, единого ритма.

2. Не все структурные элементы картины вовлечены в композиционную конструкцию. Это может служить основанием для следующего вывода –
живописная композиция это результат укрощения стихии хаоса гармонией порядка. Такое противопоставление двух начал отражается на холсте в том, что лишь какая-то часть композиции упорядочена. И вот эта упорядоченная часть и определяет структуру композиции картины. Этим живописная композиция отличается от орнамента, где все элементы закономерно обусловлены.

3. Композиционная структура картины представляет собой упорядоченное множество мотивов. (Далее для простоты обращения вместо термина
«живописное пятно» мы будем употреблять термин «мотив»). Даже одна такая пара мотивов вполне может представлять структуру композиции. Два мотива, связанных единым композиционным движением мы будем называть фразой. Таким образом, структура картины выглядит так: структурообразующими «кирпичиками» композиции картины служат мотивы, которые, в свою очередь, группируются во фразы. Мотивы связываются во фразу при помощи композиционного движения. То есть движение, ритм выполняет здесь роль конструкции. Движение есть форма существования композиции картины.

И, наконец, возвращаясь к началу статьи, ответим на вопрос – можно ли допускать существенные изменения в рисунке? Да, можно, если эти изменения проводятся в целях построения композиционной конструкции, а именно – для выражения композиционного движения, композиционного ритма.



Литература


1. Ванслов В.В. и др. Проблемы композиции. М., 2000.
2. Вольберг О. Основные идеи проективной геометрии. Л.-М., 1935.
3. Комиссарук А.М. Основы аффинной геометрии на плоскости. М-к., 1967.
4. Моденов П.С., Пархоменко А.С. Геометрические преобразования. М., 1961.
5. Пеклич В.А. Начертательная геометрия. М., 2007.
6. Ростовцев Н.Н., Игнатьев С.Е., Шорохов Е.В. Рисунок, живопись, композиция. Хрестоматия. М., 1979.


Главная | Аннотация | Статьи | Геометрия картины | Галерея | Контакты | Карта сайта


Назад к содержанию | Назад к главному меню
Яндекс.Метрика