Геометрия картины


Перейти к содержанию

Аннотация

English

АННОТАЦИЯ


Мир – художник – рисунок! В сей троице заключена великая тайна творчества. И все, что касается изображения атрибутов этого мира на полотне, служит художнику лишь фактурой для выражения его чувств и мыслей. А последние, к сожалению, представляют собой нематериальную субстанцию, следы которой мы и пытаемся отыскать на картинной плоскости, среди закономерностей ее построения. В искусствознании эти поиски ведутся давно и спектр их довольно широк: от наивно-материалистического направления до возвышенно-мистического. Альберти, Леонардо да Винчи, Вазари, Пуссен, Делакруа, Руссо, Матисс, Васнецов, Фаворский, Юон, Дейнека, Кибрик, Волков и мн. др. отдали дань уважения этой проблеме, оставив труды, посвященные композиции картины.

Очень лаконичную формулировку, раскрывающую роль композиции в изобразительном искусстве, дал глава художников-пейзажистов барбизонской школы Пьер Руссо: «Композиция существует с момента, когда предметы начинают изображаться не только ради них самих, но для того, чтобы их внешний вид передавал отзвуки, которые они вызвали в нашей душе»
[1].

Интересно в этом плане высказывание Николо Пуссена: «Новое в живописи заключается главным образом не в невиданном доселе сюжете, а в хорошей своеобразной композиции, в силе выражения; таким образом, обычную и старую тему можно сделать единственной в своем роде и новой» (см.
там же).

Но, несмотря на исключительную значимость композиции для живописи, сама теория композиции в своем формировании еще далека от завершения. В основном, это касается «белых пятен» теории, связанных с формальной композицией. Но здесь намечен довольно точный вектор поиска истины, данный известным русским художником Константином Федоровичем Юоном: «Не менее важно понимание законов геометрии и значение геометрических фигур как средств, типизирующих и обобщающих явления всего зрительного природного и вещного мира и имеющих значение для определения и выработки композиции»
[2].

Что такое ритм в живописи?
Да и вообще «…как понимать ритмическое построение на плоскости?» – вот вопросы, которые ставил еще Н.Н.Волков в своей монографии «Композиция в живописи», и на которые мы постараемся дать ответ в своих статьях. К тому же, в круг рассматриваемых нами вопросов вошли проблемы композиционной структуры, конструкции картины и ее композиционного центра.

Все поставленные задачи решаются с привлечением аппарата геометрических преобразований, теории проективной и аффинной геометрии.

Материал данного исследования может оказаться полезным для художников, искусствоведов и студентов художественных вузов.


Литература

1. Ростовцев Н.Н., Игнатьев С.Е., Шорохов Е.В. Рисунок, живопись, композиция: Хрестоматия. М., 1979.
2. Юон К.Ф. Об искусстве. М., 1959.


Главная | Аннотация | Статьи | Геометрия картины | Галерея | Контакты | Карта сайта


Назад к содержанию | Назад к главному меню
Яндекс.Метрика