Геометрия картины


Перейти к содержанию

ИНВОЛЮЦИОННЫЙ РИТМ В КОМПОЗИЦИИ КАРТИНЫ

А.Н.Поплавный
Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова, г. Москва, 2011.


ИНВОЛЮЦИОННЫЙ РИТМ В КОМПОЗИЦИИ КАРТИНЫ

Во всех живописных произведениях, приведенных ранее в качестве примеров, композиционная структура задавалось как минимум парой мотивов [3]. А теперь мы рассмотрим такую конструкцию, когда вместо пары мотивов структуру картины представляет всего лишь один единственный мотив.

Итак, конструкция картины определяется геометрическим преобразованием, закономерно связывающим фигуры пары мотивов. Но существуют такие преобразования, под воздействием которых две фигуры такой пары иногда оказываются совмещенными. Такие геометрические преобразования называются инволюционными преобразованиями. Таковыми являются, например, осевые симметрии [1,2,4].



Рис.1. Примеры осевых симметрий.

На рисунке 1а приведен пример ортогональной симметрии. Она определена осью i. Под воздействием симметрии произвольная точка A преобразуется в точку A1. Если теперь, в свою очередь, и точку A1 повторно подвергнуть тому же преобразованию, то мы вернемся к исходной точке A. Такое преобразование называется инволюционным. Под его воздействием фигура F преобразуется в саму себя. Вот эта закономерность и будет положена в основу инволюционной конструкции картины. Тогда на картинной плоскости единственный мотив F может представлять инволюционную конструкцию картины. При этом необходимым условием является требование, чтобы ось симметрии фигуры F совпадала с осью симметрии поля картины.

На рисунке 1б приведен пример косой симметрии. Она отличается от ортогональной симметрии тем, что угол между осью
i и направлением симметрии AA1 не будет прямым. Косая симметрия также является инволюцией. Под ее воздействием прямоугольник F преобразуется в себя. И поэтому такая конструкция может быть использована в построении композиции картины. Непременным условием должно быть требование, чтобы диагональ прямоугольника F совпадала с диагональю прямоугольного поля картины.

Таким конструкциям присвоим название
И-1.

Приведем примеры композиций с такими конструкциями.


Герасимов А.М. Пионы




Натюрморт Герасимова А.М. «Пионы». Здесь овал зеркальной рамы индуцирует конструкцию И-1 на основе симметрии (рис.1а).

В натюрморте «Египетский занавес»
Анри Матисса – изображение окна индуцирует конструкцию И-1 на основе косой симметрии. Здесь осью симметрии и ее направлением выступают диагонали картины (рис.1б).

Матисс А. Египетский занавес





Шишкин И.И. Цветы у забора



Шишкин И.И., «Цветы у забора».Композиционная конструкция этого пейзажа основана на косой симметрии с осью i и направлениемАА1 (рис.2), где единственный мотив F сам себе соответствует в данном инволюционном преобразовании. Композиционный центр, цветочный куст, сопряжен с осью симметрии. Тип центра – конструктивный.




Рис.2 . Коструктивная схема пейзажа «Цветы у забора»

Прозрачна композиционная конструкция и на картине Г.М.Коржева «Егорка-летун», схема которой представлена на рисунке 3. Конструкция И-1 основана на косой симметрии, переводящей фигуру F в себя. И здесь мы видим, что фигура F может быть отличной от прямоугольника, но кососимметричной относительно оси i.

Коржев Г.М. Егорка-летун






Рис.3. Конструктивная схема картины «Егорка-летун».

Репин И.Е., «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Структура этой многофигурной композиции базируется на единственном мотиве F (рис.4). Фигура F сама себе соответствует в косой симметрии с осью i и направлением АА1. Следовательно, конструкция композиции является инволюционной (И-1), базируется на косой симметрии. Композиционный центр (центральная группа запорожцев) сопряжен с осью симметрии i. Тип центра – конструктивный.

Репин И.Е. Запорожцы пишут письмо турецкому султану







Рис.4. Конструктивная схема картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»

А теперь рассмотрим такой вариант инволюционной конструкции, когда в качестве повторяющегося мотива выступает фигура границы холста, которая будет сама себе соответствовать в инволюционном преобразовании.



Рис.5. Схемы инволюционного ритма И-0.

Перед нами два чистых холста K и F (рис.5а и 5б). Потенциально, пока на них ничего не изображено, они могут индуцировать или симметрию, или косую симметрию. То есть, прямоугольник K преобразуется сам в себя под воздействием ортогональной симметрии, а F кососимметричен относительно диагонали s. И только от того каким образом будет расположен композиционный центр мы получим тот или иной тип конструкции картинной плоскости. То есть, если композиционный центр группируется около вертикальной оси i (рис.5а), то конструкция изображения будет связана с симметрией (Дейнека А. «Натурщица»). Если же композиционный центр сопряжен с диагональю картины s (рис. 5б), то конструкция определяется косой симметрией (Дейнека А. «Натурщица с мячом»).

Условно обозначим такую ритмическую конструкцию символом И-0.


Дейнека А.А. Натурщица




Дейнека А.А. Натурщица с мячом




Таким образом, мы определили два типа инволюционных конструкций И-1 и И-0. Перечень примеров произведений изобразительного искусства с такой, конструкцией можно без труда продолжить. Композиционный центр в таких картинах традиционно сопряжен с осями симметрии [5].




Литература

1. Моденов П.С. и Пархоменко А.С. Геометрические преобразования. М.,1961.
2. Пеклич В.А. Высшая начертательная геометрия, М., 2006.
3. Поплавный А.Н. Движение и ритм в композиции картины. М., 2007.
4. Поплавный А.Н. Геометрия композиционного ритма. М., 2007.
5. Поплавный А.Н. О композиционном центре картины. М., 2008.




Главная | Аннотация | Статьи | Геометрия картины | Галерея | Контакты | Карта сайта


Назад к содержанию | Назад к главному меню
Яндекс.Метрика