Геометрия картины


Перейти к содержанию

КОМПОЗИЦИОННОЕ ИСКУССТВО В.И.СУРИКОВА

А.Н.Поплавный
Московский государственный гуманитарный университет им. М.А.Шолохова, г. Москва, 2011.

КОМПОЗИЦИОННОЕ ИСКУССТВО В.И.СУРИКОВА

В этой статье представлен конструктивный анализ композиции трех известных полотен В.И.Сурикова: «Переход Суворова через Альпы», «Боярыня Морозова» и «Утро стрелецкой казни». Аспект анализа мы ограничим определением на картине:
1 – композиционного развития (движения);
2 – композиционного ритма;
3 – композиционного центра.

Для решения этих вопросов мы будем использовать аппарат геометрических преобразований, о чем подробно изложено в статьях [2,3]. В частности, там даны следующие определения развитию (движению), ритму и центру композиции.

Композиционным развитием (движением) называется закономерно обусловленная связь между фигурами живописных пятен, связь по их форме и взаимному положению на картинной плоскости.

Композиционный ритм – это тип закономерной связи между живописными пятнами. Тип такой связи определяется конкретным геометрическим преобразованием.

Композиционный центр – это главный сюжетный компонент картины, место которого на полотне детерминировано. Оно обусловлено положением двойных (неподвижных) элементов геометрических преобразований, определяющих ритмику композиции картины.

Переходя к анализу, надо отметить, что живописные работы грешат отсутствием абсолютно точных геометрических построений. Линейке и циркулю в геометрии соответствуют глазомер и интуиция художника. Поэтому рукотворная ткань в полотнах художников более или менее свободно интерпретирует сухие геометрические постулаты.

1. «Переход Суворова через Альпы»

Структурообразующими мотивами в данной работе являются
F и F1 (рис.1). Мотив F включает изображение силуэта темной горы и колонны солдат на заднем плане. Мотив F1 – это изображение группы солдат на первом плане. На рисунке 1 построения выходят за пределы картины, граница которой выделена прямоугольником. Мотивы F и F1 ограничены линиями m, n и m1, n1 соответственно. Углы mn и m1n1 равны. В этом случае мотив F может быть совмещен с F1 поворотом вокруг центра О на угол j. В этой закономерной связи мы констатируем наличие композиционного развития, ритм которого определяется геометрическим преобразованием под названием «поворот» [1].


Суриков В.И. Переход Суворова через Альпы





Рис.1. Конструкция композиции «Переход Суворова через Альпы».

Итак, ритм выше рассмотренной композиции определяет поворот, положение композиционного центра – точка О. Тип центра – конструктивный.
Кстати, отметим, что на месте точки
О изображено самое яркое пятно на картине – золотое на темном фоне.

2. «Боярыня Морозова»

Суриков В.И. Боярыня Морозова






Рис. 2. Черно-белое изображение картины.

Прояснить структуру композиции картины «Боярыня Морозова» нам поможет черно-белая обработка ее репродукции на компьютере (рис.2). В ее структуре в первую очередь можно выделить прямоугольный мотив, содержащий контрастные по цвету и тону пятна – от черной шубы боярыни до красного одеяния стражника. Справа к нему примыкает мотив, содержащий изображение людской толпы на фоне здания. Низ центрального мотива ограничен пятном белого снега. Все эти три мотива на схемах 3 и 4 отмечены фигурами M, F и F1, закономерно связанными между собой при посредстве косой симметрии b – геометрическим преобразованием аффинной группы. Осью симметрии служит диагональ картины AB, направлением – другая диагональ CC1. Символом M обозначены две совпадающих фигуры M и M1, соответственных в косой симметрии b. [1]

Левый верхний угол картины не имеет четкой структуризации, удовлетворяющей косой симметрии
b. Но и здесь отрезок AE, граница фигур N и N1, проходит по границам заснеженных крыш (рис.3,4).




Рис. 3. Структурное членение композиции.

Композиционный центр, лик боярыни, сопряжен с осью симметрии AB. Тип центра – конструктивный [3].




Рис. 4. Конструктивная схема композиции «Боярыня Морозова».

3. «Утро стрелецкой казни»

Эта многофигурная композиция имеет и непростую конструкцию, очевидность которой может проясниться при простенькой компьютерной обработке репродукции – переводе ее в черно-белый режим (рис 5). На рисунке 5 четко видно светлое пятно, расположенное в правом верхнем углу картины. А также – другое темное пятно в левом нижнем углу, имеющее не такие четкие границы. Фигуры этих пятен (мотивов) намечены на рисунке 6 и обозначены на конструктивной схеме (рис.7) как
F и F1 соответственно. Указанные мотивы хотя и различны по форме, но имеют закономерную связь, говорящую о наличии композиционного развития (движения) между этими структурными элементами композиции. А тип связи, то есть ритм, между фигурами F и F1 определяется уже известной нам косой симметрией b. Ось симметрии – диагональ AB, направление симметрии – другая диагональ CC1.

Суриков В.И. Утро стрелецкой казни





Рис. 5. Черно-белое изображение картины.



Рис. 6. Структурное членение композиции.

Далее рассмотрим мотив, занимающий правый нижний угол картины. Фигуру этого мотива обозначим символом M , означающим совпадение двух соответственных в b фигурM и M1 (рис.7).



Рис. 7. Конструктивная схема композиции «Утро стрелецкой казни».

Рассмотрим еще пару сложных по очертанию мотивов: силуэт собора Василия Блаженного (фигура L), и мотив L1. Они также соответствуют друг другу в преобразовании b.
И, наконец, левый верхний угол картины занимает мотив, ограниченный фигурой
N (рис. 7), которая переводится сама в себя под воздействием b.
Таким образом, вся картина без остатка представляет собой структуру, элементы которой конструктивно связаны косой симметрией
b. Это преобразование и определяет композиционный ритм полотна «Утро стрелецкой казни».
О композиционном центре картины. Он должен быть сопряжен с двойным элементом геометрического преобразования, определяющего ритмику картины
[3]. В данном случае таким элементом в косой симметрии b является диагональ AB – ось симметрии. Из всех деталей изображения, лежащих на пути этой прямой, на композиционный центр более всего претендует пара больших и ярких пятен в области мотива M . Этими пятнами изображаются светлые одежды героев трагедии – стрелеца, уводимого на казнь и его жены. Тип центра – конструктивный.
Подводя итоги, отметим конструктивное сходство картин «Утро стрелецкой казни» и «Боярыня Морозова».

Литература

1. Моденов П.С., Пархоменко А.С. Геометрические преобразования. М., 1961.
2. Поплавный А.Н. Движение и ритм в композиции картины. М., 2007.
3. Поплавный А.Н. О композиционном центре картины. М., 2008.
4. Поплавный А.Н. Геометрия композиционного ритма. М., 2007.


Главная | Аннотация | Статьи | Геометрия картины | Галерея | Контакты | Карта сайта


Назад к содержанию | Назад к главному меню
Яндекс.Метрика