Геометрия картины


Перейти к содержанию

Натюрморт

А.Н.Поплавный
Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова, г. Москва, 2011 г.


НАТЮРМОРТ

Конструктивный анализ композиции картины одинаков для любого из живописных жанров, будь то натюрморт, пейзаж, портрет или тематическая картина. Методика анализа едина и осуществляется на раз, два, три.

1. Определение наличия композиционного движения (развития).
2. Определение ритма композиционного движения.
3. Определение композиционного центра и его типа.

Все это осуществляется на базе материала ранее представленных статей
[1,2,3,4].


Коровин К.А. Цветы и фрукты



Коровин К.А., Цветы и фрукты. Композиционная конструкция очевидна. Композиционное движение определяется темным пятном оконного проема, представленного на схеме (рис.1) фигурой F. Эта фигура сама себе соответствует в косой симметрии с осью i и направлением АА1. Такая конструкция индуцирует инволюционный ритм И-1 [4]. Композиционный центр, букет цветов, сопряжен с осью i – двойной прямой симметрии [3]. Тип центра – конструктивный.
(Фигура
F на схеме не совсем корректна по отношению к пятну оконного проема на картине, но эта неточность находится в пределах допустимого).




Рис.1. Конструктивная схема натюрморта «Цветы и фрукты»

Матисс А. Золотые рыбки



Матисс Анри, «Золотые рыбки». Композиционное движение основано на повторе двух пятен круговой формы F и F1 (рис.2). Закономерная связь между ними, то есть ритм, осуществляется при помощи гомотетии с центром О и парой соответственных точек А, А1 [2]. Композиционный центр (изображение рыбок) сопряжен с двойной точкой гомотетии – точкой О. Тип центра – конструктивный [3].




Рис.2. Конструктивная схема натюрморта «Золотые рыбки»

Петров-Водкин К.С. Скрипка



Петров-Водкин К.С., «Скрипка». Композиционное движение основано на зеркальном повторе формы двух нотных тетрадей [1]. Они индуцируют симметрию с вертикальной осью, делящей поле картины пополам. Симметрия – ритм этой композиции[2]. Композиционный центр (изображение скрипки) сопряжен с осью симметрии и расположен ассиметрично, то есть нарушает ритм композиции. Поэтому тип центра – конструктивный, обогащенный свойством деструктивного центра [3].


Сезанн П. Натюрморт



Сезанн Поль, «Натюрморт». Композиционное движение основано на повторе двух мотивов прямоугольной формы F и F1 (рис.3). Закономерная связь между ними, то есть ритм, осуществляется при помощи гомотетии с центром О и парой соответственных точек А, А1 [2]. Композиционный центр (изображение графина) сопряжен с двойной точкой гомотетии – точкой О. Тип центра – конструктивный [3].



Рис.3. Конструктивная схема натюрморта Поля Сезанна

Грабарь И.Э. Неприбранный стол




Грабарь И.Э., «Неприбранный стол». Композиционное движение определяется парой мотивов F и F1 (рис.4). Конструктивную связь между ними обеспечивает гиперболическая гомология a с центром S и осью – горизонтальной прямой, лежащей за пределами чертежа [2]. Гомология a определяет ритм композиции натюрморта. Композиционный центр (угол стола, сверкающий бликами хрусталя) сопряжен с неподвижной точкой S этого преобразования. Тип центра – конструктивный[3].




Рис.4. Конструктивная схема натюрморта «Неприбранный стол»


Стожаров В.Ф. Чай с калачами




Стожаров В.Ф., «Чай с калачами». Композиционное движение определяется парой мотивов F и M (рис.5). Каждый из этих мотивов переводится сам в себя при помощи косой симметрии с осью i и направлением АА1. Такая конструкция индуцирует инволюционный ритм И-1 [4]. Композиционный центр, изображение самовара сопряжен осью i. Тип центра – конструктивный [3].



Рис.5. Конструктивная схема натюрморта «Чай с калачами»


Стожаров В.Ф., «Хлеб, соль и братина». Композиционное движение определяется единственным мотивом, представленным на схеме (рис.6) фигурой F. Эта фигура сама себе соответствует в косой симметрии с осью i и направлением АА1 [2]. Такая конструкция индуцирует инволюционный ритм И-1 [4]. Поддерживает этот ритм второй мотив L, на сторонах которого находятся нижняя кромка занавески и левый край полотенца. Композиционный центр, изображение хлеба и братины, сопряжен с осью i – двойной прямой симметрии. Тип центра – конструктивный[3].

Стожаров В.Ф. Хлеб, соль и братина





Рис.6. Конструктивная схема натюрморта «Хлеб, соль и братина»


Яковлев В.Н. Советские консервы



Яковлев В.Н., «Советские консервы». Композиционное движение определяется единственным мотивом, представленным на схеме (рис.7) фигурой F. Эта фигура сама себе соответствует в косой симметрии с осью i и направлением АА1 [2]. Такая конструкция индуцирует инволюционный ритм И-1 [4]. Композиционный центр, изображение большой стеклянной банки, сопряжен с осью i – двойной прямой симметрии. Тип центра – конструктивный [3].




Рис.7. Конструктивная схема натюрморта «Советские консервы»


Белов С., «Мокрое воскресенье»
. Композиционное движение определяется холодным пятном круговой формы (изображением таза), представленного на схеме (рис.8) фигурой F. Эта фигура сама себе соответствует в косой симметрии с осью i и направлением АА1. Такая конструкция индуцирует инволюционный ритм И-1[4]. Композиционный центр, изображение цветов, сопряжен с осью i– двойной прямой симметрии [3]. Тип центра – конструктивный.


Белов С.
Мокрое воскресенье





Рис.8. Конструктивная схема натюрморта «Мокрое воскресенье»

Литература.

Поплавный А.Н. Движение и ритм в композиции картины.
Поплавный А.Н. Геометрия композиционного ритма.
Поплавный А.Н. О композиционном центре картины.
Поплавный А.Н. Инволюционный ритм в композиции картины.



Главная | Аннотация | Статьи | Геометрия картины | Галерея | Контакты | Карта сайта


Назад к содержанию | Назад к главному меню
Яндекс.Метрика