Геометрия картины


Перейти к содержанию

О КОМПОЗИЦИОННОМ ЦЕНТРЕ КАРТИНЫ

А.Н.Поплавный
Московский государственный гуманитарный университет им. М.А.Шолохова, г. Москва, 2008.

О КОМПОЗИЦИОННОМ ЦЕНТРЕ КАРТИНЫ


Всякая замкнутая структура содержит особый элемент, занимающий в ней центральное место. Такую структуру имеет и композиция картины, среди элементов которой есть главный, именуемый композиционным центром. Композиционный центр картины – это ее главный сюжетный компонент. Его важнейшая функция – привлекать внимание зрителя. Для этого художники используют некоторые пластические приемы, а именно: контрасты по цвету, тону и фактуре, а так же контрасты величин и форм. Но, естественно, применить эти приемы можно лишь после определения места композиционного центра на картинной плоскости. И насколько это, последнее, зависит от воли художника, а насколько – от закономерностей композиционной конструкции картины? – вот центральный вопрос этой статьи. К тому же, необходимо выяснить – влияет ли структура композиции на форму композиционного центра? Получить ответы на эти вопросы нам поможет изучение взаимосвязей композиционного центра со структурой и конструкцией композиции картины.

В статье «Движение и ритм в композиции картины»
[6] дано изложение геометрической концепции построения композиции картины. Главный смысл этой концепции заключается в следующем:

1) Композиция должна иметь конструкцию.
2) Роль конструкции выполняет композиционное движение, ритм.

Композиционным движением мы называли закономерную связь между фигурами живописных пятен, связь по форме и положению их на картине. Композиционный ритм определялся как тип такой связи.

3) Все многообразие закономерных связей между такими фигурами на
плоскости исчерпывается
геометрическими преобразованиями [3,4,5,7]. Важнейшим свойством геометрических преобразований является наличие у них двойных (неподвижных) элементов. Например, центральная симметрия каждой точке A ставит в соответствие точку A1 (рис.1а). Но есть единственная точка O – центр симметрии, которая соответствует сама себе. Точка O – двойная (неподвижная) точка преобразования. Примером двойной линии служит, например, ось симметрии (рис.1б). У некоторых преобразований нет двойных точек (напр., параллельный перенос), а у некоторых нет двойных прямых (напр., поворот). Кроме того, есть преобразования, одновременно содержащие и двойную точку, и двойную прямую (напр., гомологии – рис.4).

Итак, композиционный центр должен привлекать внимание зрителя. Предположим, что в композиционной конструкции уже существует такой элемент, отвечающий этому требованию. Тогда сопряжение этого элемента с композиционным центром картины усилит психологическое воздействие
последнего. Поэтому попробуем сейчас отыскать такие элементы на примере простых геометрических структур.



Рис. 1.
Особые конструктивные элементы структуры.


На рисунке 1 изображены два квадрата. Согласно исследованиям американского психолога Р.Арнхейма
[1], и точка О, и прямая s занимают в структуре изображенных квадратов исключительное положение, так как они обладают особым психологическим воздействием на зрителя. Но какова геометрическая сущность этих элементов? Первая из этих фигур (рис.1а) индуцирует центрально-симметричное преобразования плоскости с центром в точке О, а вторая (рис.1б) – симметрию относительно прямой s. Точка О и прямая s являются двойными (неподвижными) элементами для указанных геометрических преобразований. Отсюда можно сделать вывод, что неподвижные элементы геометрического преобразования, являясь конструктивными элементами структуры, производят особое психологическое воздействие на зрителя.

Кроме того, особенность элемента структуры может выражаться в его непохожести на «соседей» или по месту расположения (рис.2а), или по форме отдельно взятого элемента (рис. 2б). Здесь структуры из отрезков прямых линий конструктивно связанны параллельным переносом, а указанные элементы нарушают ритм этих структур и тем самым привлекают к себе внимание зрителя.



Рис.2
. Особые деструктивные элементы структуры


К тому же нарушителем порядка в структуре может выступать не только отдельно взятый элемент, но и другая структура. Например, две подобные дуги окружности (рис.2в) контрастируют со спокойным ритмом параллельного переноса, связывающего отрезки прямых .

Следовательно,
деструктивные элементы структуры также обладают особым психологическим воздействием.

Таким образом, композиционный центр картины будет привлекать к себе внимание, если он будет сопряжен или с особым конструктивным, или с деструктивным элементом композиционной структуры. Отсюда вытекает возможность существования двух типов композиционного центра. Первому типу давайте присвоим название «
конструктивный», а второму – «деструктивный» соответственно.

А теперь постараемся дать этой проблеме более детальное освещение.

Конструктивный композиционный центр (К-центр). Место К-центра на картинной плоскости определяется положением двойного (неподвижного) элемента геометрического преобразования, служащего конструкцией композиции картины. Следовательно, такой тип центра может иметь место лишь в тех композициях, структура которых строится на преобразованиях, содержащих двойные элементы. И здесь возможны три варианта:

1) К-центр сопряжен с двойной точкой;
2) К-центр сопряжен с двойной прямой;
3) К-центр сопряжен с двойными точкой и прямой.

При первом варианте положение композиционного центра строго детерминировано двойной точкой. Иллюстрацией этому может служить пейзаж И.И.Левитана.

Левитан И.И. «Мостик. Саввинская слобода»



В этом пейзаже тень под мостиком и группа деревьев за мостиком образуют две фигуры
М и М1, подобные по форме (рис.3). Конструктивная связь между ними может быть осуществлена при помощи гомотетии с центром О, двойной точкой гомотетии. Ритм композиции данного пейзажа задает гомотетия. А положение композиционного центра (изображение мостика) сопряжено с двойной точкой данного преобразования, точкой О. Тип композиционного центра конструктивный.



Рис. 3
. Композиционная схема пейзажа «Мостик. Саввинская слобода».


Второй вариант предполагает свободу выбора места композиционного центра в пределах двойной прямой. Яркой иллюстрацией этому может служить «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. Здесь ритм композиции задает симметрия. Композиционный центр, лик Христа, сопряжен с осью симметрии. Тип композиционного центра – конструктивный.

Аналогичный пример представляет натюрморт «Скрипка» Петрова-Водкина. Ритм композиции основан также на симметрии. Она индуцируется парой симметричных мотивов – изображением двух нотных тетрадей. Композиционный центр (скрипка) сопряжен с осью симметрии.

Петров-Водкин К.С. Скрипка



В третьем варианте возможны два случая – двойная точка может или принадлежать двойной прямой, или нет.

Рассмотрим пейзаж Левитана «Над вечным покоем», иллюстрирующий первый случай.

Левитан И.И. Над вечным покоем



В данной работе можно выделить два мотива, из которых конструируется одна фраза. Это мотивы – угол
А, ограничивающий кусок земли на первом плане, и угол А1 между берегами реки на дальнем плане (рис.4). Они связаны между собой параболической гомологией a с центром S и осью MN. Двойная точка S, лежащая на оси гомологии MN (двойной прямой), обозначает положение композиционного центра – грозового облака (угол В).



Рис.4
. Конструктивная схема пейзажа «Над вечным покоем».


Альтернативный пример, где композиционный центр сопряжен с неподвижной точкой гиперболической гомологии при недоступной оси гомологии, представлен в натюрморте И.Э.Грабаря «Неприбранный стол».
Ритм композиции натюрморта определяют два мотива, а именно: фигуры F и F1 (рис.5). Конструктивную связь между ними обеспечивает гиперболическая гомология с центром S и осью – горизонтальной прямой, лежащей за пределами чертежа. Точка S, как центр гомологии, и обозначает место композиционного центра, где изображен угол стола, сверкающий бликами хрусталя.

Грабарь И.Э. «Неприбранный стол»





Рис.5. Конструктивная схема натюрморта «Неприбранный стол».


Деструктивный композиционный центр (Д-центр). Он сопряжен с «нарушителем порядка» структуры. В первую очередь деструктивный тип центра неизбежно есть в тех композициях, ритм которых основан на геометрических преобразованиях, не содержащих двойных элементов (параллельный перенос). Например, «Портрет композитора Кара-Караева». Таир Салахов строит композицию портрета на основе ритма, задаваемого чередованием темных и светлых мотивов, горизонтально пересекающих все поле картины. Эти мотивы M1, M2, M3 и М4 индуцируют на картине ритм, основанный на параллельном переносе – ортогональном преобразовании, не имеющем двойных элементов (рис.6). Что касается композиционного центра, то структура с таким ритмом предполагает наличие только деструктивного центра. То есть здесь композиционный центр должен выступать как нарушитель ритма. И такую роль в данной работе выполняет изображение белого свитера. Его части, фигуры F и F1, подобны – они близки по форме, но разнятся по величине, что контрастирует со спокойным ритмом горизонтальных мотивов.

Салахов Т. Портрет композитора Кара-Караева





Рис.6. Конструктивная схема «Портрета Кара-Караева».


И конструктивный, и деструктивный типы центра каждый по-своему воздействует на зрителя и привлекает его внимание. Но если объединить в одном композиционном центре свойства обоих типов, то психологическое воздействие такого центра (назовем его КД-центр) возрастет.

КД-центр это третий тип композиционного центра
.

Такой композиционный центр представлен, например, в «Троице» Андрея Рубл?ва. Очевидно, что основой композиционного ритма «Троицы» служит симметрия, так как многие компоненты изображения правой и левой частей иконы зеркально повторяются. Ось симметрии – вертикальная линия
i (рис.7), делящая изображение иконы приблизительно на две равные части. Ось i проходит по изображениям чаши и центральной фигуры F. Поэтому каждый из этих компонентов претендует на то, чтобы быть композиционным центром. Но в этом отношении преимущество имеет фигура F, так как она, кроме того, что сопряжена с осью симметрии (двойной прямой преобразования), к тому же и нарушает установленный ритм композиции. Действительно, зигзагообразная форма фигуры F не подчиняется симметрии.

Рублев А. Троица





Рис.7
. Конструктивная схема к «Троице» А.Рублёва.


Таким образом, в композиционном центре «Троицы» объединены свойства конструктивного и деструктивного типов центра.

Итак, как же влияет композиционная структура картины на положение композиционного центра и его форму?

К-центр
по положению на картине строго увязывается с конструктивными элементами композиции (двойными элементами геометрических преобразований). Но по своей форме этот тип центра ничем не детерминирован.

Д-центр
, наоборот – по своему месторасположению не связан с композиционной конструкцией картины. Но зато к Д-центру предъявляются более строгие требования по форме живописных пятен, его составляющих.

КД-центр
и по месту на картине, и по своей форме зависит как от конструкции, так и структуры композиции.

Во всяком случае, и выбор места на картине, и определение формы композиционного центра – процесс закономерный и не может быть объектом произвола художника.

Приведем пару отрицательных примеров, где связь между центром и конструкцией композиции нарушена.

Неизвестный автор. Тайная вечеря (1497)



Рассмотрим икону неизвестного автора «Тайная вечеря». Ясно, что композиционная конструкция здесь базируется на ритме с осевой симметрией. А вот положение композиционного центра здесь проблематично. Нужно приложить определенные усилия, чтобы отыскать главного героя этого сюжета. Образ Христа резко смещен к левому краю иконы. Только нимб выделяет его среди остальных действующих лиц, что в данном случае еще явно недостаточно для решения проблем композиционного центра. Важную роль здесь играет и выбор места. И таким местом при такой конструкции здесь может служить только вертикальная ось симметрии.

А в «Тайной вечере» знаменитого Тинторетто (Якопо Робусти) наоборот – лик Христа просто механически впаян в центр картины и сопряжен с ее вертикальной осевой линией. Но очевидно, что композиционная конструкция здесь никоим образом не связана с симметрией. Поэтому место, отведенное автором главному герою сюжета, является, бесспорно, проблематичным. И это является «ахиллесовой пятой» данного полотна.

Тинторетто. Тайная вечеря (1594)



Литература

1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974.
2. Волков Н.Н. Композиция в живописи. М., 1977.
3. Вольберг О. Основные идеи проективной геометрии. Л.-М., 1935.
4. Комиссарук А.М. Основы аффинной геометрии на плоскости. М-к., 1967. 5. Пеклич В.А. Начертательная геометрия. М., 2006.
6. Поплавный А.Н. Движение и ритм в композиции картины. М., 2007.
7. Поплавный А.Н. Геометрия композиционного ритма. М., 2007.



Главная | Аннотация | Статьи | Геометрия картины | Галерея | Контакты | Карта сайта


Назад к содержанию | Назад к главному меню
Яндекс.Метрика