Геометрия картины


Перейти к содержанию

Пейзаж

А.Н.Поплавный
Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова, г. Москва, 2011 г.

ПЕЙЗАЖ

Конструктивный анализ композиции картины одинаков для любого из живописных жанров, будь то натюрморт, пейзаж, портрет или тематическая картина. Методика анализа едина и осуществляется на раз, два, три.

1. Определение наличия композиционного движения (развития).
2. Определение ритма композиционного движения.
3. Определение композиционного центра и его типа.

Все это осуществляется на базе материала ранее представленных статей
[1,2,3,4].


Левитан И.И. Мостик. Саввинская слобода



Левитан И.И., «Мостик. Саввинская слобода». В пейзаже Левитана устройство композиции не так очевидно и требует от зрителя абстрактного мышления и способности к обобщению. Группа деревьев за мостиком и тень под мостиком образуют два мотива М и М1, подобных по форме (рис.1). Конструктивная связь между ними может быть осуществлена при помощи гомотетии с центром О (подобное преобразование). Таким образом, структуру данной композиции определяют два мотива, занимающих большую часть площади картины, а конструкцию – композиционное движение на основе ритма под названием «гомотетия» [2]. Положение композиционного центра (изображение мостика) сопряжено с двойной точкой данного преобразования, точкой О. Тип композиционного центра конструктивный [3].




Рис.1. Конструктивная схема пейзажа «Мостик. Саввинская слобода».


Левитан И.И. «Золотая осень»



Левитан И.И., «Золотая осень». Рассмотрим два мотива: трехступенчатую фигуру падающей тени от деревьев в левой части картины, мотив М, и трехступенчатую фигуру русла ручья, мотив М1 (рис.2). Не смотря на разительное отличие по форме, эти фигуры связаны единым движением, ритм которого определяется гиперболической гомологией a с осью s и центром R – геометрическим преобразованием проективной группы [2]. Фигуры М и М1 являются структурообразующими для данной композиции, так как они доминируют по площади, занимаемой ими на поле картины. Следовательно, можно считать, что ритм всей композиции пейзажа «Золотая осень» основан на вышеназванной гиперболической гомологии. Композиционный центр, золотые кроны деревьев, сопряжен с осью s – двойной прямой гомологии a [3].

Здесь нужно отметить также поразительную интуицию художника. Ведь гиперболической гомологии
подчиняются не только указанные мотивы М и М1. Обратите внимание на семейство наклонных линий, членящих откос левого берега ручья. Они все направлены в центр гомологии – точку R.



Рис.2. Конструктивная схема пейзажа «Золотая осень»


Левитан И.И. «Над вечным покоем»




Левитан И.И., «Над вечным покоем». В данной работе можно выделить два мотива, из которых конструируется одна фраза. Это мотивы – угол А, ограничивающий кусок земли на первом плане, и угол А1 между берегами реки на дальнем плане (рис.3). Они связаны между собой параболической гомологией b с центром S и осью MN [2]. Гомология b определяет ритм композиции [1]. Двойная точка S, лежащая на оси гомологии MN (двойной прямой), обозначает положение композиционного центра – грозового облака (угол В). Тип центра – конструктивный [3].



Рис.3. Конструктивная схема пейзажа «Над вечным покоем».


Левитан И.И. Март



Левитан И.И., «Март». Композиционная конструкция этого пейзажа основана на двух мотивах F и F1 (рис.4). F – пятно синего неба, которому вторит в неявной форме пятно F1. Связь между ними осуществляется при помощи родственного преобразования с осью h и направлением АА1 [2]. Композиционный центр должен быть сопряжен с осью h. На роль центра может претендовать изображение крыльца с открытой дверью. Тип центра – конструктивный [3].



Рис.4. Конструктивная схема пейзажа «Март».

Левитан И.И. В парке



Левитан И.И., «В парке». Композиционная конструкция этого пейзажа основана на композиционном движении с инволюционным ритмом [4]. Единственный мотив F сам себе соответствует в косой симметрии с осью i и направлением АА1 (рис.5). Композиционный центр, дерево в центре на дальнем плане, сопряжен с осью симметрии [3]. Тип центра – конструктивный.



Рис.5. Конструктивная схема пейзажа «В парке».

Шишкин И.И. Рожь



Шишкин. И.И., «Рожь». Композиционная конструкция этого пейзажа основана на повторе мотивов F и F1, закономерно связанных при помощи родственного преобразования с осью h и направлением АА1 [2]. Это определяет ритм композиции [1]. Композиционный центр, ржаное поле, сопряжен с осью h. Тип центра – конструктивный [3].




Рис.6. Конструктивная схема пейзажа «Рожь».


Поленов В.Д. Заросший пруд



Поленов В.Д., «Заросший пруд». Композиционное движение здесь базируется на двух мотивах овальной формы F и F1 (рис.7). Ритмически они связаны при помощи косой симметрии с осью s и пары соответственных точек А и А1 [2]. Композиционный центр, изображение мостика, сопряжен cосью s. Тип центра – конструктивный [3].




Рис.7. Конструктивная схема пейзажа «Заросший пруд»


Колобкова И.Н. Валаам. Перед грозой



Колобкова И.Н., «Валаам. Перед грозой» (дипломная работа). Композиционное движение базируется на двух мотивах, заключенных между сторонами углов A и A1 (рис.8). Конструктивно они связаны при помощи центральной симметрии с центром О [2]. Этим преобразованием определяется и ритм композиции [1]. Композиционный центр, центральная группа деревьев, сопряжен с центром О. Тип центра – конструктивный [3].




Рис.8. Конструктивная схема пейзажа «Валаам. Перед грозой»

Шишкин И.И., «Пруд в старом парке».Композиционная структура содержит два подобных по форме мотива F и F1 (рис.9). Композиционная конструкция этого пейзажа основана на композиционном движении сритмом на основе гомотетии,которая связывает мотивы F и F1 [2]. Центр гомотетии, точка О, сопряжен с композиционным центром – изображением освещенных солнцем двух березок на ближнем плане[3]. Тип центра – конструктивный.


Шишкин И.И.
Пруд в старом парке





Рис.9 Конструктивная схема пейзажа «Пруд в старом парке».

Шишкин И.И., «Цветы у забора». Композиционная конструкция этого пейзажа основана на композиционном движении с инволюционным ритмом И-1[4]. Единственный мотив F сам себе соответствует в косой симметрии с осью i и направлением АА1 (рис.10). Композиционный центр, цветочный куст, сопряжен с осью симметрии [3]. Тип центра – конструктивный.


Шишкин И.И. Цветы у забора





Рис.10 . Коструктивная схема пейзажа «Цветы у забора»


Литература.

Поплавный А.Н. Движение и ритм в композиции картины.
Поплавный А.Н. Геометрия композиционного ритма.
Поплавный А.Н. О композиционном центре картины.
Поплавный А.Н. Инволюционный ритм в композиции картины.





Главная | Аннотация | Статьи | Геометрия картины | Галерея | Контакты | Карта сайта


Назад к содержанию | Назад к главному меню
Яндекс.Метрика