Геометрия картины


Перейти к содержанию

Портрет

А.Н.Поплавный
Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова, г. Москва, 2011 г.

ПОРТРЕТ

Конструктивный анализ композиции картины одинаков для любого из живописных жанров, будь то натюрморт, пейзаж, портрет или тематическая картина. Методика анализа едина и осуществляется на раз, два, три.


1. Определение наличия композиционного движения (развития).
2. Определение ритма композиционного движения.
3. Определение композиционного центра и его типа.

Все это осуществляется на базе материала ранее представленных статей
[1,2,3,4].

Серов В.А. Девочка с персиками




Серов В.А., «Девочка с персиками». Композиционное движение задается двумя мотивами, границы которых определяют углы А и А1 со сторонами mn и m1n1 соответственно (рис.1). Связь между этими мотивами, то есть ритм, осуществляется при помощи гиперболической гомологии с осью s (она расположена за границами картины) и центром О [2]. Композиционный центр, фигура девочки, сопряжен с центром гомологии – точкой s. Тип центра – конструктивный [3].



Рис.1. Конструктивная схема портрета «Девочка с персиками»


Корин П.Д. Портрет Нестерова М.В.



Корин П.Д., «Портрет Нестерова М.В.». Композиционное движение определяется парой мотивов F и F1 (рис.2). Первый из них – изображение фигуры, второй – пятно светлой обивки кресла. Фигуры F и F1 связаны подобным преобразованием с центром в точке О [2]. Этим определяется ритм всей композиции [1]. Композиционный центр, изображение фигуры Нестерова, сопряжен с центром подобия, двойной точкой преобразования. Тип центра – конструктивный [3].


(Преобразование фигуры
F в F1 показано на примере одной точки А).




Рис.2. Конструктивная схема «Портрета Нестерова М.В.»


Корин П.Д. Портрет Ренато Гуттузо



Корин П.Д., «Портрет Ренато Гуттузо». Композиционное движение основано на двух прямоугольных мотивах F и F1 (рис.3) [1]. Связаны они между собой при помощи косой симметрии с осью i и направлением симметрии АА1 [2]. Этим преобразованием определяется ритм композиции. Композиционный центр, изображение фигуры, сопряжен с осью i, двойной прямой симметрии. Тип центра – конструктивный [3].




Рис.3. Конструктивная схема «Портрета Ренато Гуттузо»

Корин П.Д. Портрет скульптора С.Т.Конёнкова




Корин П.Д., «Портрет скульптора С.Т.Конёнкова». Композиционное движение задано двумя парами мотивов F, F1 и M, M1 (рис.4) [1]. Ритм этого движения определяется родственным преобразованием cосью s и парой соответственных точек А, А1 [2]. Результатом такого преобразования стало сжатие поля картины справа от оси s. Этому сжатию подверглись как изображение правой части фигуры, так и светлая часть фона. Композиция портрета всецело подчинена этому ритму. Композиционный центр, изображение фигуры, сопряжен с осью родства. Тип центра – конструктивный.




Рис.4. Конструктивная схема композиции «Портрет скульптора Конёнкова».


П.Д.Корин. Портрет художников Кукрыниксов






Рис.5. Конструктивная схема композиции «Портрет художников Кукрыниксов».


Корин П.Д., «Портрет художников Кукрыниксов». Композиционное движение задано тремя мотивами М1, М2 и М3 (рис.5) [1]. Ритм этого движения основан на параллельном переносе [2]. На роль композиционного центра претендует пара фигур F и F1. Действительно, эти фигуры вытянуты по горизонтали и представляют изображение прямоугольной плоскости стола и листа бумаги в сильном перспективном искажении. К тому же размеры фигур F и F1 контрастно различны. И все это нарушает спокойный ритм повторяющихся мотивов М1, М2, М3. Вот поэтому композиционный центр здесь определяется фигурами F и F1. Тип центра – деструктивный.


Салахов Т. Портрет композитора Кара-Караева





Рис.6. Конструктивная схема «Портрета Кара-Караева».

Таир Салахов, «Портрет композитора Кара-Караева». Автор строит композицию портрета на основе ритма, задаваемого чередованием темных и светлых мотивов, горизонтально пересекающих все поле картины. Эти мотивы M1, M2, M3 и М4 индуцируют на картине ритм, основанный напараллельном переносе – ортогональном преобразовании, не имеющем двойных элементов (рис.6). Что касается композиционного центра, то структура с таким ритмом предполагает наличие только деструктивного центра [3]. То есть здесь композиционный центр должен выступать как нарушитель ритма. И такую роль в данной работе выполняет изображение белого свитера. Его части, фигуры F и F1 подобны – они близки по форме, но разнятся по величине, что контрастирует со спокойным ритмом горизонтальных мотивов.


Дейнека А.А. Портрет С.И.Л.



Дейнека А.А., «Портрет С.И.Л.». Композиционная конструкция этого портрета тривиальна. Композиционное движение имеет инволюционный ритм И-0, базирующийся на симметрии [4]. Вертикальная ось симметрии сопряжена с композиционным центром – изображением фигуры [3]. Тип центра – конструктивный.


Дейнека А.А., «Девушка на стуле». Композиционное движение имеет инволюционный ритм И-0, базирующийся на косой симметрии [4]. Осью симметрии является картинная диагональ, вдоль которой изображена фигура девушки – композиционный центр [3]. Направлением симметрии служит другая диагональ холста. Тип центра – конструктивный.


Дейнека А.А.
Девушка на стуле



Коржев Г.М. Дон-Кихот





Рис.7. Конструктивная схема к портрету «Дон-Кихот»

Коржев Г.М., «Дон-Кихот». Верхний правый угол картины занимает почти прямоугольный проем неба (фигура F на рис.7), пропорциональный полю картины. Это предпосылка к наличию инволюционного ритма (И-1) с косой симметрией, где ось – диагональ i, а направление симметрии – другая диагональ АА1 [4]. Фигура F преобразуется симметрией в себя же. Композиционный центр, профиль Дон-Кихота, сопряжен с осью i – двойной прямой симметрии. Тип центра – конструктивный [3].


Пластов А.А. Портрет матери




Пластов А.А., «Портрет матери». Композиционное движение индуцировано фигурой F (рис.8). Ритм движения – инволюционный (И-1), базирующийся на косой симметрии с осью i и направлением АА1 [4]. Композиционный центр (женская фигура) сопряжен с осью i [3]. Тип центра – конструктивный.




Рис.8. Конструктивная схема работы «Портрет матери»




Литература.

Поплавный А.Н. Движение и ритм в композиции картины.
Поплавный А.Н. Геометрия композиционного ритма.
Поплавный А.Н. О композиционном центре картины.
Поплавный А.Н. Инволюционный ритм в композиции картины.


Главная | Аннотация | Статьи | Геометрия картины | Галерея | Контакты | Карта сайта


Назад к содержанию | Назад к главному меню
Яндекс.Метрика