Геометрия картины


Перейти к содержанию

Тематическая картина

А.Н.Поплавный
Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова, г. Москва, 2011 г.


ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТИНА


Конструктивный анализ композиции картины одинаков для любого из живописных жанров, будь то натюрморт, пейзаж, портрет или тематическая картина. Методика анализа едина и осуществляется на раз, два, три.


1. Определение наличия композиционного движения (развития).
2. Определение ритма композиционного движения.
3. Определение композиционного центра и его типа.

Все это осуществляется на базе материала ранее представленных статей
[1,2,3,4].

Репин И.Е. Запорожцы пишут письмо турецкому султану






Рис.1. Конструктивная схема картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»

Репин И.Е., «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Конструкция этой многофигурной композиции базируется на единственном мотиве F(рис.1). Композиционное движение заключается в том, что фигура Fсама себе соответствует в косой симметрии с осью i и направлением АА1 [2]. Следовательно, ритм композиции инволюционный (И-1), базируется на косой симметрии [4]. Композиционный центр, фигуры с обнаженным торсом и в красном одеянии, сопряжен с осью симметрии. Тип центра – конструктивный.


Репин И.Е. Воскрешение дочери Иаира





Рис. 2. Конструктивная схема картины «Воскрешение дочери Иаира»

Репин И.Е., «Воскрешение дочери Иаира». Композиционное движение в этой работе основано также на инволюционном ритме И-1 [4]. Его задает мотив F, фигура которого сама себе соответствует в косой симметрии с осью i и направлением АА1 (рис.2). Композиционный центр, образ Христа, сопряжен с осью i – двойной прямой симметрии [3]. Тип центра – конструктивный.


Суриков В.И., «Утро стрелецкой казни». Эта многофигурная композиция имеет и непростую конструкцию, очевидность которой может проясниться при простенькой компьютерной обработке репродукции – переводе ее в черно-белый режим (рис 3). На рисунке 3 четко видно светлое пятно, расположенное в правом верхнем углу картины. А также – другое темное пятно в левом нижнем углу, имеющее не такие четкие границы. Фигуры этих пятен (мотивов) намечены на рисунке 4 и обозначены на конструктивной схеме (рис.5) как F и F1 соответственно. Указанные мотивы хотя и различны по форме, но имеют закономерную связь, говорящую о наличии композиционного развития (движения) между этими структурными элементами композиции [1]. А тип связи между фигурами F и F1 определяется косой симметрией b. Ось симметрии – диагональ AB прямоугольника картины, направление симметрии – другая диагональ CC1.


Суриков В.И. Утро стрелецкой казни





Рис.3. Черно-белое изображение картины.

Далее рассмотрим мотив, занимающий правый нижний угол картины. Фигуру этого мотива обозначим символом M, что означает преобразование этой фигуры саму в себя в симметрии b (рис.5) [4].
Рассмотрим еще пару сложных по очертанию мотивов: силуэт собора Василия Блаженного (фигура
L), и мотив L1. Они также соответствуют друг другу в преобразовании b. И, наконец, левый верхний угол картины занимает мотив, ограниченный фигурой N (рис. 5), которая переводится сама в себя под воздействием b.




Рис.4. Структурное членение композиции.



Рис.5. Конструктивная схема композиции «Утро стрелецкой казни».

Таким образом, вся картина без остатка представляет собой структуру, элементы которой конструктивно связаны косой симметрией b. Это преобразование и определяет композиционный ритм полотна «Утро стрелецкой казни».

О композиционном центре картины. Он должен быть сопряжен с двойным элементом геометрического преобразования, определяющего ритмику картины
[3]. В данном случае таким элементом в косой симметрии b является диагональ AB – ось симметрии. Из всех деталей изображения, лежащих на пути этой прямой, на композиционный центр более всего претендует пара больших и ярких пятен в области мотива M. Этими пятнами изображаются светлые одежды героев трагедии – стрельца, уводимого на казнь, и его жены. Тип центра – конструктивный [3].

Суриков В.И. «Переход Суворова через Альпы».
Структурообразующими мотивами в данной работе являются F и F1 (рис.6). Мотив F включает изображение силуэта темной горы и колонны солдат на заднем плане. Мотив F1 – это изображение группы солдат на первом плане. На рисунке 6 построения выходят за пределы картины, граница которой выделена прямоугольником. Мотивы F и F1 ограничены линиями m, n и m1, n1 соответственно. Углы mn и m1n1 равны. В этом случае мотив F может быть совмещен с F1 поворотом вокруг центра О на угол j. В этой закономерной связи мы констатируем наличие композиционного развития [1], ритм которого определяется геометрическим преобразованием под названием «поворот» [2].
Итак, ритм выше рассмотренной композиции определяет
поворот, положение композиционного центра – точка О. Тип центра – конструктивный.

Кстати, отметим, что на месте точки
О изображено самое яркое пятно на картине – золотое на темном фоне.

Суриков В.И. Переход Суворова через Альпы





Рис.6. Конструкция композиции «Переход Суворова через Альпы».

Врубель М.А. Сирень



Врубель М.А., «Сирень». Изображение двух веток сирени, похожих по форме, задает предпосылку к наличию композиционного движения [1]. Мотивы F и F1 (рис.7) связаны подобным преобразованием с центром подобия – точкой О [2]. Подобие определяет ритм композиции, а точка О – место композиционного центра на картине (фигура девушки) [3]. Тип центра – конструктивный.

(Преобразование фигуры
F в F1 показано на примере одной точки А. Преобразование осуществляется в два этапа: 1 – поворот переводит точку А в А0; 2 – гомотетия преобразует А0 в А1.)





Рис.7. Конструктивная схема композиции «Сирень»


Петров-Водкин К.С. 1918 год в Петрограде





Рис.8. Конструктивная схема картины «1918 год в Петрограде»

Петров-Водкин К.С., «1918 год в Петрограде». Композиционная конструкция картины Петрова-Водкина представлена на рисунке 8. Композиционное движение определено одним сдвоенным мотивом F, который преобразуется сам в себя при помощи косой симметрии с осью i и направлением симметрии АА1 [4]. (Фигура Fнесколько отличается от силуэта синего здания, но эти отличия незначительны). Следовательно, композиционный ритм данного полотна является инволюционным, кососимметричным [4]. Композиционный центр (фигура женщины с ребенком) сопряжен с осью i, двойной прямой симметрии. Тип центра – конструктивный [3].

Картина «1918 год в Петрограде» требует дополнительных пояснений в связи с тем, что конструктивная схема не очень корректна по отношению к оригиналу, а именно: в схему не включены изображения боковых колонн. Мы считаем это вполне оправданным, так как эти колонны являются чужеродными в структуре данной композиции.



Бубнов А.П. Утро на Куликовом поле





Рис.9. Конструктивная схема картины «Утро на Куликовом поле»

Бубнов А.П., «Утро на Куликовом поле». Композиционная конструкция этого полотна базируется на двух мотивах F и F1 (рис.9), определяющих наличие композиционного движения [1]. Связь между F и F1 осуществляется с помощью аффинного преобразования a под названием растяжение с отражением от траектории [2]. Это преобразование определяет тип связи между указанными мотивами и, следовательно, композиционный ритм этой картины [1]. Двойным (неподвижным) элементом a является точка О [2]. Именно с ней и сопряжен композиционный центр – фигура впереди стоящего воина. Тип центра – конструктивный [3].


(Преобразование фигуры
F в F1 показано на примере одной точки А).

Коржев Г.М. Егорка-летун



Коржев Г.М., «Егорка-летун». Композиционная конструкция здесь весьма прозрачна. Ее схема представлена на рисунке 10. Композиционное движение представлено одним сдвоенным мотивом F, который преобразуется сам в себя при помощи косой симметрии с осью i и направлением симметрии АА1 [2]. Следовательно, композиционный ритм данного полотна является инволюционным, кососимметричным [4]. Композиционный центр (фигура мальчика) сопряжен с осью i, двойной прямой симметрии. Тип центра – конструктивный [3].



Рис.10. Конструктивная схема картины «Егорка-летун»


Царькова Н. Тайная вечеря (2002)



ЦарьковаН., «Тайная вечеря». Композиционное развитие здесь обеспечивается повторами пятен, а именно: верхний левый угол скатерти и нижний угол правой части окна [1]. На рисунке 11 они намечены соответственно углами A и A1. Тип закономерной связи, то есть ритм, между ними определяет центральная симметрия с центром в точке О [2]. Композиционный центр, лик Христа, сопряжен с точкой О. Тип центра – конструктивный [3].




Рис.11. Конструктивная схема «Тайной вечери» Царьковой Н.



Литература.

Поплавный А.Н. Движение и ритм в композиции картины.
Поплавный А.Н. Геометрия композиционного ритма.
Поплавный А.Н. О композиционном центре картины.
Поплавный А.Н. Инволюционный ритм в композиции картины.




Главная | Аннотация | Статьи | Геометрия картины | Галерея | Контакты | Карта сайта


Назад к содержанию | Назад к главному меню
Яндекс.Метрика